В некотором царстве, иностранном государстве, среди
непроходимых болот и дремучих лесов, на хуторе Зесер-Сала, в одной
бедной крестьянской семье, жили были две сестрицы: старшая Пелагеюшка,
и младшая –Евгенюшка.
Как-то в декабре собрался батюшка в лес дрова пилить,
взял пилу, топоры, клинья, погрузил все это на санки, свистнул Пирмайса
и пошел в ближайший отруб. День был пригожий: светило солнце, морозец
был несильный так что все было прекрасно…
Прекрасно, да не совсем, через каких то два часа отец
прибежал домой без шапки , денниц, без топора и пилы, салазок с
ним тоже не было, а Пирмайс с ходу влетел в свою конуру и больше
не выходил.
- Что случилось, касатик? - Спросила бабушка отца, тот коротко выпалил
?: нНемцы!! И лег на печку.
- Какие еще немцы ?
- Такие , что с войны бродят!
- Так уж годков пятнадцать прошло!
- Для кого прошло , а для них видимо нет!
- А где инструменты, салазки ?
- Отобрали и чуть Пирмайса не съели , так он убежал ..
И поведал батюшка историю, при этом взяв с сестриц
слово о том что они не кому не расскажут про услышанное, в чем сестрицы
и побожились. И вот теперь по происшествию десятков лет одна из
сестриц и смогла поведать эту странную историю
Слушайте и запоминайте.
А дело было так. Выбрал батюшка лесину позвонче подрубил
ее с одной стороны, куда она падать будет а с другой стал пилить
.. пилит и ничего не замечает, тут за его спиной Хальт! Ханде Хох!
Что по-русски означает Стой! а то стрелять буду!. Ну
отец и встал значит держа руки вверх, тут подошел один- снял денницы
, второй- шапку толкнули в спину и сказали Шпацирен геен Батя нах
хауз, что значит: Вы свободны и можете идти на все четыре стороны,
ну и отец пошел, сначала пошел, а потом и побежал.
А было их там человек двадцать, все в рваной форме
и с ними один унтер офицер и одна пушка без снарядов и из разговора
он понял, что они бежали из русского плена и заблудились и теперь
не могут найти дорогу назад домой в Кенигсберг, потому что куда
ни ткнутся, повсюду – русские. И все то им не понятно и поэтому
они ходят, то по Эстонии, то по Литве, а сейчас вот забрели в Латгалию.
Велели чтобы принес хлеба и сала, а если есть то и самогон- шнапс
по ихнему, а один маленький в буденовке затребовал млека и яйко.
Собрали что можно было хлеб там сухари разные литров
двадцать самогонки, сало. Ведра два молока и снова в лес. Пирмайс
на этот раз с батюшкой не пошел…
Долго мы ждали батюшку вернулся он затемно в унтер
офицерской шинели ,буденовке , а на ногах были красноармейские ботинки
с обмотками, при этом батюшка весело хихикал и пускался то и дело
в пляс, еле-еле мы его угомонили и он лег на полати и тут же уснул.
Ночью кто-то ходил по хутору, Пирмайс лаял взахлеб,
а утром …
А утром когда вышли: увидели - на дворе у бани сложена огромная
поленица дров, которой нам хватило аж на целых три зимы.
Больше мы об немецком отряде ничего не слышали, куда
он ушел, в какие леса подался неизвестно. Поговаривали разное, кто
считал что де ушли они в Германию, кто помудренее считал что они
так и сгинули в Мадонских лесах, а те которые через чур грамотные
и на ночь читавшие «Ригас Балс», шепотом говорили о дикой бригаде
лесорубов, якобы появившейся где-то на белорусско-польской границе
в районе Сувалки.
Поговаривали также, что часть цурюпопиков также вступила
в отряд и скрылась в неизвестном направлении, вместе с лешаками
и кикиморами.
Знаю точно только одно- пушка, что была в отряде, обменена
на десять литров самогона и валенки, и теперь стоит в сарае под
стогом сена. Снаряды к пушке были куплены за лотерейные билеты,
в изобилии хранившиеся в сундуке у бабушки, чуть позднее, у пробивавшихся
с боями из окружения, красноармейцев и белорусских партизан.
Ежегодно , на большие праздники: Рожество Христов,
святую пасху и Иванов день, батюшка с помощью племянников выкатывает
пушку в поле и салютует в честь праздника, потом также аккуратно
возвращает ее в сарай до следующего гуляния.
И я там был мед пиво пил , в рот не попало все на пол
упало.